Как проходят занятия по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по информатике
Автор:admin Дата: 11 июля 2021 г.Обучение проходит дистанционно. Такую форму я практикую c 2012 года. Все отзывы на профи.ру именно о дистанционной работе.
Технические моменты:
Для переписки и общения голосом мы будем использовать скайп. Он может стоять у вас на компьютере или на телефоне. Для управления вашим компьютерм я подключусь через teamviewer и смогу управлять мышью и клавиатурой так, как будто сижу рядом. Эта программа используется технической поддержкой по всему миру. Это безопасно и удобно. Вы будете видеть все действия и сможете прервать соединение в любой момент. Камера не нужна, мы будем смотреть на код программ, а не друг на друга. Если для вас это важно, то возможна работа с камерой, я не страшный. Для работы требуется нормальная скорость Интернета и приемлимое качество микрофона.
Задачи и задания:
В основе моего подхода лежит тщательная отработка решения задач. Раньше свою работу как репетитора я видел в объяснении материала. Теперь большую часть времени я уделяю поиску и устранению слабых мест в решении задач. Мало знать, как решать задачу. Это самое начало работы. Мало уметь решать задачу (ее можно решить, а можно и не решить). Задачу нужно решать без затруднений и без ошибок. Именно для этого и нужно отрабатывать и отрабатывать. Как показала практика, когда ученик думает, что он может решить задачу, это даже не половина пути. Именно поэтому плохо работают книги и курсы по подготовке: нужно повторять и повторять. Возвращаться к решенным ранее задачам и снова повторять.
Объем домашних заданий зависит от количества времени на подготовку и от самого ученика. Чем лучше ученик решает задачи на уроке (включая повторение ранее пройденного), тем меньше я буду задавать на дом. Но все равно домашние задания для ЕГЭ будут большими. А вот для ОГЭ домашние задания будут очень незначительными (а можно и без них!)
Зачем нужен сайт с задачами:
Я создал свой сайт с задачами, автоматической проверкой, статистикой решений. Часть заданий я придумываю сам, но большую часть беру из задачника Полякова. Сайт с автоматической проверкой задач существенно повышает как эффективность работы на уроке, так и выполнение (и проверку!) домашних заданий. Там же журнал занятий с оценками за каждое занятие, домашними заданиеми, журналом оплаты и балансом (оплатой).
Оплата первого занятия:
Первое занятие условно-бесплатное. Мы проводим первое полноценное занятие. Если вам нравится и всё устраивает, то вы его оплачиваете и мы продолжаем работу. Если не нравится, то вы ничего не оплачиваете и продолжаете поиск репетитора.
В качестве языка программирования для подготовки к ЕГЭ я использую только Питон. Я больше не беру другие языки. Паскаль, Си, Бейсик - в прошлом, т.к. Питон дает большое преимущество. Для подготовки к ОГЭ можно взять любой язык, если потом не нужно будет готовится к ЕГЭ. Если потом планируется подготовка к ЕГЭ, то только Питон.
Сколько занятий потребуется для ЕГЭ:
Количество занятий в неделю может быть разным. Можно одно, лучше два. Можно и три. Два раза по 60 минут лучше, чем один раз по 120. Мне выгоднее одно по 120, ученику больше пользы будет от двух по 60. Оптимально два раза по 90 минут, но это не обязательно. Зависит от качества выполнения домашних заданий и от имеющихся знаний по информатике. В 2021 году у меня два ученика за год приготовились и сдали на 95 и 93 балла. Один занимался один раз в неделю 60 минут (но был хорошо знаком с программированием), другой - два раза по 90 минут.
Обычно все упирается в уровень самостоятельности ученика и его готовности решать и повторять. Для самых отвественных хватит 60 минут один раз в неделю (ДЗ будут большими). Для самых "расслабленных" я рекомендую три раза в неделю, чтобы чаще проверять ДЗ.
Кратко так:
60 минут в неделю будет достаточно только для учеников с очень высокой мотивацией и ненулевым уровнем.
90 минут в неделю будет достаточно для учеников с высокой мотивацией, можно с нулевым уровнем
два раза по 60 минут достаточно для "обычных" учеников, если достаточно 80+ баллов
три раза по 60 минут для учеников, которым нужно больше времени для закрепления
два раза по 90 минут для учеников с высокой мотивацией, если нужно получить 90+ баллов.
Самое простое: начать с двух раз по 60 минут, а потом, если будет необходимость, увеличить либо длительность занятия, либо добавить еще одно.
В 2021 году задания ЕГЭ по информатике перевели в компьютерную форму и изменили задания, благодаря чему сдавать стало проще. Теперь почти все задания можно решать с помощью программ, что мы и будем делать. Никакого ручного труда там, где он не нужен! Программирование по максимуму.
Сколько занятий потребуется для ОГЭ:
Хватит и одного раза в неделю по 60 минут. Настолько хватит, что можно даже без ДЗ. Для ОГЭ достаточно 15 часов. Это с нуля, если ученик вообще не изучал информатику. ОГЭ очень простое, настолько, что я неохотно за него берусь.
Как правильно выполнять домашние задания и писать отчеты по ним:
Делать все задания ("забыл", "не заметил", "решил не делать", "делали на занятии" - все это увеличивает требуемое время подготовки или уменьшает баллы на экзамене)
На каждое ДЗ писать отчет оценивая все задачи так:
"++": решил без напряжения, могу решить таких сколько угодно
"+": немного подумал и решил
"+-": задумался, но справился. Возможно подсмотрел предыдущие решения или получил ответ не с первого раза. Разбирать на занятии не нужно
"-": есть мысли как решать, но решение не получилось. Надо разобрать на занятии
"--": нет идей, как решать. Надо разобрать на занятии
Задавать вопросы (писать в скайпе) сразу по мере их появления
Если в ДЗ что-то не получилось, то в скайпе обязательно должен быть вопрос. Во многих случаях я могу дать краткую подсказку, чтобы решение получилось. Если дать краткую подсказку не получится, то разберем это задание на занятии. Но вопрос должен быть обязательно! Очень просто понять, что ученик не делал: "А у меня не получилось" и в скайпе никаких вопросов. В первый раз я объясняю ученику, что такой подход неприемлим и сообщаю родителям. Второй раз я предупреждаю ученика и родителей о том, что третий будет последний. Если второго предупреждения недостаточно, то мы прекращаем занятия. Я работаю на результат. Цель подготовки - максимально возможный балл ученика. Для кого-то это 90+, для кого-то 65. Разные ученики, разные условия, разные возможности. Для меня важно, чтобы на выходе мы получили то, к чему стремились, а это невозможно без качественного выполнения ДЗ, поэтому с теми, кто упорно не хочет работать, приходиться расставаться.
Еще раз: не получилось? В скайпе должен быть отчет. Если в задаче стоит "-", то вопрос по задаче. Если "--" (нет идей), то вопросов я не требую, разумеется.
Грамотно распределять выполнение ДЗ (при занятиях раз в неделю)
Делать все или большую часть сразу после занятия
Повторять всё перед занятиемЕсли я пишу "отработать" решение задачи, значит я дал готовое решение и задачу нужно решать заново несколько раз подряд, пока не получится решить не подглядывая, а потом еще раз решить через пару дней. Это очень важно. Если ученик не отрабатывает решение задач самостоятельно, то нам придется делать это на занятии, что сильно увеличит время для подготовки и одного года может не хватить.
Если я даю задачи, которые мы решали, то их все равно надо делать. Только повторение одних и тех же задач заставит могз признать эту информацию важной и запомнить её. Мозг всеми способами старается экономить силы и не запоминать то, что не счёл важным. Повторения нужны для того, чтобы заставить мозг признать, что информацию дешевле запомнить. Нет другого способа. Просто одному достаточно повторить 2-3 раза, а другому - 20-30 раз.
Отчет нужно отправлять мне в скайп по мере выполнения домашнего задания.
Я стараюсь построить обучение так, чтобы не тратить время на проверку ДЗ на уроке, т.к. это займет очень много времени. За исключением некоторых зачач, в которых важен не только результат, но и ход решения.
Я полагаюсь на отчет, который пишет ученик. Выборочно, иногда я проверяю задания из ДЗ, чтобы убедиться, что ученик делает и пишет отчет честно. У меня есть свои профессиональные приемы для проверки выполнения домашних заданий. Вся информация о подготовке ученика к занятию будет в журнале (доступен на сайте), также дублируется в whatsapp на телефон родителя, указанный при регистрации. Мир спасет не красота, а учёт и контроль. Репетитор совместно с родителем может сделать намного больше, чем просто репетитор.
Обратная связь:
После каждого занятия в whatsup, на указанный при регистрации номер, я отправляю информацию по уроку: оценку ученика за урок, уровень его подготовки к занятию, что делали на уроке и ДЗ на следующее занятие. Это позволяет родителям контролировать процесс подготовки к экзаменам.
В отчетах по занятию я пишу:
"++": решил без проблем
"+": немного подумал и решил
"+-": были незначительные проблемы, был близок к решению, но сам не справился
"-": были серьезные проблемы
Следует встревожится, если задачи в ДЗ идут как "+" или даже "++", а на занятии "+-" или "-". Это может свительствовать о недобросовестном выполнении ДЗ учеником. Не меньшей проблемой будет "застревание" на "+-" как в ДЗ, так и на занятии. На экзамене это превратиться в "-". Выход: усерднее делать ДЗ, решать задачу без подглядываний, повторять ее решение подряд столько раз, сколько нужно, чтобы перевести в категорию "+"
Этапы формирования навыка:
"Не знаю как решать" - с этого и начинаем"Знаю, как решать" - этого мало
"Могу решить" - этого мало, ведь "могу и не решить"
"Решу" - этого мало для 90+ баллов, но с этим уже можно на экзамен
"Решу не задумываясь" - такой уровень должен быть хотя бы для половины заданий. Иначе не хватит сил или времени на все задания
Т.е. чтобы поднять уровень от 70 баллов до 80 баллов нужно, условно, в два раза больше усилий, чем от 60 до 70.
Тенденция сохраняется и дальше
От 80 до 90 - в два раза сложнее, чем от 70 до 80
Дальше два раза сложнее за каждый балл. Сложнее, потому что ученик, вроде бы, уже всё давно знает. Но идет борьба за безошибочное решение, а это и является самым сложным